Как объективно оценить качество текстов в портфолио копирайтера

Как объективно оценить качество текстов в портфолио копирайтера|Блог Веры Богдановой
Взгляд специалиста

Эта статья написана с практической целью. Я хочу, чтобы вы могли трезво оценить качество текстов и уровень удаленных авторов и выбирать из них более профессиональных.

Если вы никогда раньше не изучали порфтолио копирайтера, есть опасность, что вы будете действовать по принципу «нравится – не нравится».

Субъективность – плохой помощник в этом вопросе. Ведь существуют совершенно конкретные критерии, которые помогают понять качество работ, даже если вы совсем не сведущи в теории и практике создания веб-текстов.

Ниже я приведу эти критерии и рассмотрю их на примерах работ реальных копирайтеров, которые взяты мной из портфолио на разных биржах фриланса.

Структурированность

Существует аксиома: чем лучше структурирован веб-текст, тем лучше он воспринимается читателем. Связано это с особенностью чтения с экрана, при котором глаза очень быстро устают, и “портянка” текста с плохой структурой сразу воспринимается как сложная для чтения.

Обязательные и самые простые элементы грамотной структуры, которые обязательно должны быть:

  • заголовок (в примерах я его не показываю, априори он имеется),
  • подзаголовки,
  • деление на абзацы,
  • добавление списков.

Элементы структуры, которые мало зависят от копирайтера: изображения, цитаты, схемы, диаграммы, – все то, что визуально “разбавляет” текст.

Казалось бы, просто. На деле, как показал мой анализ чужих портфолио на биржах копирайтера, у многие авторов тексты со слабой структурой. Рассмотрим примеры по возрастанию у них качества: от самого слабого до лучшего из представленных.

Пример 1.

Начнем с текста без какого-либо форматирования. Здесь все очевидно.

Текст без форматирования|Блог Веры Богдановой
Это называется “портянка”

Пример №2.

Здесь структура уже немного лучше.

Оцениваем структуру текста|Блог Веры Богдановой
Текст с плохой структурой

В примере 1 статья разделена на абзацы – это хорошо . Однако здесь есть ряд серьезных упущений:

  • Нет деления на смысловые блоки с подзаголовками.
  • Нет списков.
  • Абзацы слишком длинные.

(Если учесть, что цвет шрифта не очень контрастный, то я дам 1% процент, что этот текст будет кем-то прочитан. Однако низкая контрастность текста – упущение веб-мастера, а не веб-райтера.)

Для справки: Максимальный допустимый размер абзаца в веб-тексте – 6 строк. Но существенно лучше, если он будет размером в 3-4 строки.

Зачем в тексте нужна грамотная структура? Она вносит много «воздуха» или, если сказать иначе, светлого пространства. Текст не только лучше смотрится, но и лучше воспринимается в процессе чтения.

Пример №3.

Качество по возрастающей.

Структура текста|Блог Веры Богдановой
Здесь структура лучше 

Здесь есть подзаголовки, список, короче абзацы, и все же они не идеальной длины. 

Пример №4.

Качество текста: структура|Блог Веры Богдановой

Скриншот из портфолио демонстрирует нам текст с неплохой структурой. Оценить его качество можно на “4”. Я специально взяла середину статьи, чтобы было понятно, что в ней больше одного подзаголовка. В целом текст смотрится воздушно и легко (и да, много зависит от шрифта), его приятно читать. Однако в идеале абзац из 5-и строк нужно разбить на два.

Грамотность

Считается, что тексты с ошибками на сайте компании снижают уровень доверия к ней. Сложно представить, что орфографические и пунктуационные ошибки найдутся на сайте “МТС”, Центробанка, Правительства России. Хотя одиночные ошибки могут быть и там – как показывают мои наблюдения, уровень грамотности даже солидных информационных источников стал ниже.

Если вы настроены на серьезное позиционирование, то придется следить за уровнем грамотности публикуемых текстов. Как его оценить? Вам будет несложно это сделать, если вы писали диктанты в школе на “5” и сохранили высокий уровень грамотности. Если же сомневаетесь в ней, то лучше нанять корректора – специалиста, который занимается вычитыванием текстов на предмет ошибок и опечаток.

При оценке портфолио копирайтера на грамотность учитывайте следующее:

  • Тотально неграмотных копирайтеров можно встретить лишь в низкой ценовой нише, как правило, это или совсем юные школьники или случайные люди, пробующие свои силы в новой для них профессии.
  • Если вы увидели в статье опечатку или незначительные проблемы с пунктуацией – не спешите ставить оценку «негоден», особенно если вас устраивает цена и общее качество работ. Это нормально для подавляющего большинства удаленных авторов, и это ни плохо и ни хорошо, это просто данность.
  • При постоянной работе с текстами «замыливается глаз», поэтому пропустить один-два недочета достаточно легко. Опечатки бывают у всех.
  • Иногда содержание важнее грамотности. Особенно если речь о сложных темах, для которых трудно найти достойного автора.
  • Если вы хотите заказать тексты с абсолютной грамотностью и в этом вопросе доверяете своему копирайтеру не на все 100%, то закажите дополнительно услуги корректора.
  • Не стоит судить о грамотности копирайтера на основе одного не очень грамотного текста в портфолио. Посмотрите несколько, чтобы сделать окончательные выводы.
  • Если вам гарантируют абсолютную грамотность, то, возможно, копирайтер работает в паре с корректором. Корректор берет плату за свой труд, поэтому стоимость заказа будет выше.

Пример.

Грамотность|Блог Веры Богдановой

В этом тексте мало того, что плохая структура, еще и беда с пунктуацией.

Экспертность

Экспертность – это глубина понимания темы автором текста. И тут возникает вопрос: нужно ли копирайтеру быть узким специалистом, чтобы писать статьи экспертного уровня по какой-либо тематике?

Ответ: необязательно, так как большинство копирайтеров способно глубоко анализировать информацию и создавать на ее основе свои оригинальные тексты.

Однако существуют тематики, которые требуют хотя бы минимальных профессиональных знаний. Это медицина, спорт, юридические и технические дисциплины.

Поэтому если вам требуется написание статьей с глубоким пониманием темы, то лучше привлекать к работе копирайтера с узкой специализацией:

  • медицинского копирайтера,
  • юридического,
  • технического и т.д.

Рассмотрим на моем примере. У меня несколько образований: среднее медицинское (училище), бухгалтерское (техникум) и педагогическое (университет).

Это позволяет мне писать на все гуманитарные темы и дополнительно на медицинские и экономические. И я не берусь работать с технической и спортивной тематикой, так как совсем в них ничего не понимаю.

Но образование это еще не все, экспертными тексты могут быть, если автор – эрудированный и подкованный во многих вопросах человек. Поэтому есть мнение, что копирайтинг – профессия для сформировавшихся, умудренных жизненным опытом людей, а не для школьников и студентов.

Если же за написание текста по специальной теме берется человек несведущий, то фактические ошибки сразу бросаются в глаза. Доверие к сайту, на котором размещена такая статья, автоматически понижается. Приведу пример текста, который я нашла на медицинском портале. Она явно написана непрофессионалом.

Экспертность текста|Блог Веры Богдановой

Не буду делать глубокий анализ отрывка, здесь много лексических, стилистических и логических ошибок, которые бросаются в глаза. Приведу лишь две фактические ошибки, касающиеся медицинской темы:

  • “…не запустить заболевание до разряда хронического…”

Вместо “разряд” правильно использовать слово “стадия”.

  • “Далее следуют психологические проблемы. И на первом месте белая горячка.”

Белая горячка – это психиатрическое состояние, а не психологическая проблема.

Логика текста и его смысловая плотность

Все мы писали в школе сочинения и знаем, что оно должно состоять из трех основных частей: вступления, основной части, заключения. Это основа работы с текстами.

Конечно, статья – это не сочинение, тем не менее, она создается по тем же законам, и, на мой взгляд, достаточно просто понять, умеет ли копирайтер работать с текстом:

  • не уклоняется ли от темы,
  • логично ли его повествование,
  • правильно ли использует стили,
  • применяет ли форматирование,
  • есть ли у текста деление на смысловые блоки.

Есть и более глубокий уровень владения текстом, когда автор виртуозно управляет вниманием читателя. Это и есть искусство копирайтинга.

Другой параметр – смысловая плотность или информационная насыщенность, противоположность “водянистости” текста. Ее можно определить, пропустив текст через сервис “Главреда“. Чем выше показатель, тем лучше для информационного текста.

Пример.

Это работа из портфолио удаленного автора, который только-только входит в профессию и, очевидно, что он достаточно слабо владеет словом. Он максимально “водянистый”, слова “налиты” ради объема, а не ради смысла. Плюс плохая структура – и вот он, откровенно плохой текст.

Логика текста|Блог Веры Богдановой

Невиданные перспективы наращивания волос – как это заманчиво и как нужно знать читателям! (Это была ирония.) Те же самые мысли можно было бы “упаковать” не только более красиво, но и более понятно и кратко.

Посмотрев 2-3 работы в портфолио, можно сделать выводы, владеет ли райтер элементарными навыками работы с текстом.

Подведем итоги статьи  о том, как оценить качество текстов копирайтера по портфолио

Если вы хотите найти действительно хорошего копирайтера не по рекомендации (читайте текст о том, как искать копирайтера), а исключительно по анализу портфолио, оценивайте статьи по следующим признакам, они должны:

  • иметь хорошую структуру, облегчающую чтение,
  • быть грамотными (без орфографических, лексических, синтаксических и логических ошибок),
  • по ним должно быть видно, что автор является в теме экспертом или хотя бы понимает, о чем пишет (звучит немного абсурдно, но в реальности есть копирайтеры, которые пишут “на потоке” и не очень-то вникают в смысл),
  • иметь необходимую структуру и выполнять нужную задачу в зависимости от типа текста.

И это лишь минимальный уровень требований! Но даже с этим небольшим списком вы сможете объективно оценить уровень работ копирайтера.

Если вы затрудняетесь с оценкой чужих текстов по перечисленным мной критериям, то ориентируйтесь на цены. Копирайтер с плохим портфолио, низким уровнем грамотности и владением текста не сможет пробиться даже в среднюю ценовую нишу.

P.S. Все примеры текстов анонимны. Ни один копирайтер в процессе работы над этой статьей не пострадал.

Контакты и условия

Обо мне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности| Пользовательское соглашение
37915650